вторник, 17 июня 2008 г.

Детские страхи и семья

Человек встречается со страхами на протяжении всей жизни, однако первая «встреча» происходит задолго до его появления на свет. Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности – первый опыт беспокойства у ребёнка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система и ребёнок получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги. Поэтому профилактика эмоциональных расстройств у детей должна начинаться ещё до рождения. Важно, чтобы молодые супруги знали, что период беременности – не самое лучшее время для сомнений в целесообразности рождения ребёнка, сдачи экзаменов, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств.
На появление и закрепление различных страхов у детей влияет семейная ситуация и окружающая обстановка.

Например, у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, больше возможностей для игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом, у них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т.д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым больше опеки и беспокойства.
Недостаточная двигательная и игровая активность и потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. В то же время игра – один из самых естественных способов изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети.
Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки из-за вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Так, дети боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства.
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям в семье дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда в семье благоприятная атмосфера. Страхи являются своеобразным эмоциональным откликом на конфликтную атмосферу в семье. У девочек из конфликтных семей часты страхи животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а у мальчиков – кошмарных снов и родителей.
Количественный состав семьи прямопропорционально влияет на частоту появления страхов. У старших дошкольников из неполных семей число страхов заметно выше, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть.
Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребёнку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, проказам, непосредственному выражению чувств.
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, ещё не «умудрённых опытом» эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям тревоги и беспокойства.
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи переходящи, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей и передаваться детям в процессе непосредственного общения в семье. Поэтому вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей. В целом, матери более «успешно» передают детям беспокойство – тревожность, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как платформу для возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.
Самой эффективной профилактикой возникновения страхов является благоприятная атмосфера в семье. Родители, как пример, должны демонстрировать не панику и замешательство, а спокойствие и рассудительность.
Вы обнаружили у ребёнка конкретный страх? - Сядьте с ним и предложите нарисовать его страх.

Как для выработки иммунитета от инфекции вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.
Если же ребёнок болезненно отреагирует на ваше предложение, не следует настаивать. Лучше обратиться к психологу, который при помощи игровой терапии, арттерапии и других современных способов найдёт решение.


1 комментарий:

Unknown комментирует...

Анна Владимировна, добрый день!
Хотелось бы отметить, что ваши статьи очень интересны и проффесиональны!

Я являюсь редактором сайта http://tirnet.ru/ и хотела бы предложить вам сотрудничество. Напишите мне, пожалуqста, для более детального разговора o.a.nikiforova@gmail.com